на главную добавить в избранное гостевая книга Карта сайта контакты
 

Для детских служителей и тех, кто хочет ими стать.

Предметные уроки

Автор: Лимонова Ирина


      Предметы – один из видов наглядных пособий, которые мы можем использовать на занятиях с детьми и подростками. Предметы помогают провести аналогию между земным и небесным, усвоить духовную истину. Приведенные здесь уроки – только примеры использования предметов. Каждый учитель может творчески подойти к уроку и придумать свои аналогии. Советы:
1. используйте аналогии, которые пришли вам в голову первыми; 2. учитывайте возраст детей, аналогии должны быть понятны им. С использованием предметов мы можем преподать целый урок или его часть – рассказать историю с предметами, использовать предметную заинтересованность. Чаще всего предметы используются для пробуждения интереса к теме занятия.
      Примеры применения предметов для пробуждения интереса
      1. Две обувных щетки. В нашем доме живут два мальчика, которые постоянно играют вместе. Я часто вижу их по вечерам, когда возвращаюсь домой. Наверное, они хорошие друзья. Но однажды вечером, возвращаясь домой, я вдруг увидела, что они дерутся! Они дрались вот так (показать сцепленные щетки). Мне даже было трудно разнять их. Но когда мне это удалось, я спросила их:
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил…
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
      (Учитель разыгрывает эту мини – сценку по ролям, держа эти щетки в разных руках и обращаясь к ним по очереди). Они пошли дружно и снова стали играть вместе. Больше я не видела, чтобы они дрались. Как вы считаете, почему они, не вспоминая драку, могут играть вместе? (Потому что простили друг друга). И сегодня мы с вами поговорим о том, как важно уметь прощать…. «Бог учит нас прощать».
      2. Колпачок от ручки или другой незначительный предмет в руке.      Отгадайте, что находится в моей руке? (Варианты детей) В моей руке находится просто колпачок от ручки. Вы очень старались, но не отгадали, что это. Если вы загадаете подобную загадку мне, я тоже вряд ли догадаюсь, потому что мы люди и не можем знать все. Но сегодня на уроке мы поговорим о Том, кто знает все без исключения. «Бог знает все».
      3. Цветные карандаши.      У меня в руках пачка цветных карандашей. Хотя они одинаковые по форме, но разных цветов. Перечислите, какие цвета здесь есть. (Ответы детей) Теперь вы можете подойти ко мне и взять любой карандаш, который вам нравится. На стене висит лист чистой бумаги. Давайте превратим его в прекрасную картину, и в этом нам помогут карандаши (дети по очереди подходят к листу бумаги и рисуют своими карандашами, постепенно дополняя рисунок). Посмотрим, что у нас получилось (например, солнце желтое, трава зеленая и т.д.). Получилось ли бы у нас нарисовать картинку, если бы мы имели только красный карандаш? А только синий? – Все карандаши нужны при рисовании, нет бесполезного ни одного. Мы все такие же разные, как и карандаши в наших руках. Если бы не было тебя, Маша, или тебя, Сережа, нам бы не хватало вас. Много людей живет на свете, но нет одинаковых. Бог сотворил нас разными и готовит нас для какой – то особой цели (поговорите о талантах детей и скажите, как они нужны Богу). «Бог прославляется через нас».
      4. Воздушные шары, свеча. Надуйте один из шаров, другой наполните водой. Приготовьте свечу в стаканчике и спички. Зажгите свечу и скажите, что она символизирует трудности жизни. Все по – разному реагируют на трудности. Шарик, наполненный воздухом – символ пустого человека, который живет только для себя. При встрече с трудностями он не выдерживает и теряет смысл жизни (шарик кладется на свечу и лопается). Шарик с водой – символ человека, который наполнен Божьей любовью. Он по – другому реагирует на трудности (вода выливается из шара и гасит пламя свечи). Бог хочет наполнить нас Своей любовью, чтобы трудности не сломили нас, но мы могли победить их. «Любим ли мы друг друга?»
      5. Орех, молоток.      Отгадайте загадку – в моей руке находится кое – что, что вы никогда не видели и не увидите, и я тоже никогда не видел и не больше не увижу? (Варианты детей) В моей руке орех. Сейчас я расколю его и съем. В орехе было ядрышко, которое вы никогда не видели прежде и больше не увидите. И я его не видел прежде и теперь больше не увижу. Часто мы знаем только то, что находится снаружи, а то, что внутри, остается для нас загадкой. Мы не можем знать все. Но есть Тот, Кто видит и знает и то, что находится внутри, например, нашего сердца. «Бог знает все».
      Новые идеи по предметным урокам
      Рекомендации по использованию предметов. Предметы могут использоваться не только для преподавания всей темы занятия, их можно употребить в отдельной части урока. Например, очень хороши предметы для пробуждения интереса. Предметы развивают абстрактное мышление детей, помогают им установить взаимосвязь между библейскими истинами и реальной жизнью. Потренируйтесь в использовании предметов, попробуйте подобрать предмет к той или иной теме занятия. При этом помните: - нужно приводить ассоциации с тем предметом, применение которого понятно детям вашей группы (дошкольники не поймут параллель между гидроэлектростанцией и силой Святого Духа); - самые лучшие ассоциации – те, которые сразу пришли вам в голову; - предмет должен быть хорошо знакомым детям и обычным, чтобы не отвлекать от основной темы занятия.
      1. Предметы для пробуждения интереса      Самое простое использование предметов. Покажите детям предмет и порассуждайте вместе над тем, как его можно использовать. После этого сделайте переход к основной части урока.
      Пример беседы:
Тема «Прощение грехов» - мыло.
      Что это за предмет у меня в руках? В каких случаях мы пользуемся мылом? Мыло может помочь нам вымыться, постирать одежду, в общем, стать чистыми внешне, чтобы на нас было приятно посмотреть. Но Библия говорит о том, что у каждого из нас грешное, нечистое сердце. Если мы делаем плохие дела, имеем плохие мысли, говорим плохие слова, то у нас сердце становится нечистым, злым, нехорошим. Может ли мыло сделать чистым наше сердце? Может, мне надо проглотить кусочек мыла, чтобы сердце внутри очистилось? Библия говорит о том, что ничто не может очистить наше сердце от греха, кроме Крови Иисуса Христа. Иисус жил на земле и не сделал ни одного греха, но умер на кресте за грешников, чтобы Бог мог простить наши грехи. Только Кровь Иисуса Христа может сделать наше сердце белым, как снег.
      Другие примеры предметов:      Тема: «Благовестие» - освежитель воздуха (мы Христово благоухание)      Тема: «Мы – соль земли» - соль. Соль делает пищу вкусной и сохраняет продукты от разложения. Огурцы в банке могут храниться долго и не портиться благодаря соли. Если соль будет безвкусной как простой порошок, ее можно только выбросить. Мы христиане, и от нас тоже должна быть польза. Если мы ничем не отличаемся от неверующих, то наше христианство – пустое.      Тема: «Наши слова» - нож. Нож может помочь нам нарезать хлеб, сделать бутерброды, но если с ним обращаться небрежно, то легко можно поранить себя или другого. Наши слова тоже могут принести пользу, но если мы будем небрежны в своей речи, то причиним боль другим и себе.
      2. Предметы для преподавания темы      Если вы хотите построить весь урок с использованием предметов, то должны подумать о динамике. Дети будут отвлекаться, если вы не будете манипулировать предметами.
      Примеры уроков:      1. Тема «Служите друг другу» Предметы: таз с водой, полотенце, 12 белых поплавков или пластмассовых крышек от бутылок, и один красный. Пред вами таз с водой и полотенце. Давайте подумаем, для чего они могут пригодиться (варианты детей – помыть руки, постирать и т. д.). А еще таз с водой и полотенце могут понадобиться нам, когда мы будем мыть ноги. В стране, где жил Иисус Христос, был такой обычай – когда люди приходили с улицы, то всегда омывали ноги. В этой стране даже зимой не было снега, дороги были очень пыльными, поэтому всякий раз, когда люди приходили домой, слуги приносили им такой таз с водой, полотенце, а потом мыли и вытирали им ноги. Омывать ноги после улицы было всегда работой слуг.      Но как-то раз собрались ученики Иисуса и сам Иисус в широкой и светлой комнате. Они собирались ужинать. Сколько было учеников у Иисуса? Давайте их перечислим: Андрей, Петр, Иаков, Иоанн, Филипп, Фома, Варфоломей, Матфей, Симон Зилот, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Иуда Искариот (по мере перечисления поплавки опускаются в воду). Здесь были все друзья, но не было слуг. Кто же будем омывать ноги? Тогда Иисус (красный поплавок) взял таз воды, препоясался полотенцем и стал омывать ноги Своим ученикам!      Сначала Петр испугался: «Как, Учитель? Неужели ты тоже будешь омывать мне ноги?» Другие ученики тоже говорили: «Иисус! Не надо! Ведь это должны делать слуги, а Ты наш Господин!»       Но Иисус все равно сделал это и сказал: « Я показал вам пример. Если Я, ваш учитель, омыл вам ноги, склонился перед вами низко, то и вы должны всегда помогать и служить друг другу.       Как вы думаете, чем мы можем послужить другим? Только ли вымыть ноги или руки? Ученики запомнили эти слова Иисуса, а потом один из них, Петр, написал такие слова: «Служите друг другу каждый тем даром, какой получил…» 1 Петра 4: 10.
      2. Тема: «Вы – свет миру»
      Предметы: черная коробка, свеча, спички, стакан.       С помощью темной коробки учитель объясняет, что весь мир погружен во тьму. Это значит, что все люди – грешники. Какие грехи люди делают? А верующим людям Бог дает в сердце Свой свет. Как зажженная свеча озаряет всю коробку, так и Божий свет в верующих людях освещает грешный мир. Что это за свет? Иисус сказал, что свет – это наши добрые дела. Если мы делаем добрые дела, то люди узнают, что есть Живой Бог. Какие добрые дела могут быть светом?
      Если свечу убрать из коробки и поставить под стол, будет ли виден ее свет? Иисус учил, чтобы мы не прятали свой свет, а, наоборот, стремились всюду распространить весть о Боге. Значит ли это, что надо ходит по улице и кричать: «Я верующий!»? – Конечно, Иисус говорил не об этом. Иногда мы даже ничего не говорим о Боге, просто делаем добро, поступаем не так, как все, и люди увидят свет. Ведь свеча тоже не издает никаких звуков, а просто дарит свой свет.
      Если свечу накрыть стаканом, то вскоре она погаснет. Если мы не будем делать добрых дел и прославлять ими Бога, то наш свет тоже скоро погаснет – мы станем похожи на остальных людей в этом мире. Но Иисус хочет, чтобы мы совсем не походили на неверующих людей, как свет не похож на тьму. Неверующие люди живут в грехе, поэтому у них в сердцах так темно, а христианам Бог дает силу делать добрые дела даже в ответ на зло и быть светом. (Рассказ ведется с помощью предметов – учитель то зажигает свечу, то ставит ее под стол, то накрывает стаканом. Вместо темной коробки можно использовать комнату, где царит полумрак и будет хорошо видно свечу).
      3. Предметы для применения
      Используются реже, но тоже возможно.
      Тема: «Единство», «Церковь» - цветные карандаши.
      Когда объясните тему, покажите детям цветные карандаши и попросите каждого выбрать любой, какой ему понравится. На стену повесьте лист ватмана. Скажите, что каждый карандаш важен для создания рисунка. Если мы будем рисовать что-то одним карандашом, то у нас получится неинтересный, однообразный рисунок. Пусть дети назовут, что можно нарисовать их карандашом (желтым – солнце, одуванчики, зеленым – траву и деревья и т. д.). Потом предложите им подойти и нарисовать что-то своим карандашом, чтобы получилась общая картинка. Для удобства лист ватмана можно просто положить на стол.
      Тема: «Кто будет в небесах» - два шарика, один наполнен воздухом, другой гелием
      Отпустите оба шарика и покажите, как один легко поднимается вверх, а другой постоянно падает вниз. Спросите детей, почему так получается. Расскажите, что для того, чтобы попасть на небо, очень важно иметь Духа Святого. Люди, в чьем сердце живет Дух Святой, легко поднимутся к небу, когда позовет Господь, а тех, кто не имеет Духа Святого, будет постоянно тянуть к земле. Задайте детям вопрос, в каком положении они сейчас, и спросите, не хотят ли они покаяться в грехах и принять дар Святого Духа.


Сайт www.Planeta911.ru самоокупается благодаря системе Sape.

Карта сайта


Материалы по Ветхому Завету: Авраам, Анна (мать Самуила), Вавилонская башня, Выход из Египта, Гедеон, Грехопадение, Давид, Девора и Варак, Есфирь, Иаков и Исав, Иерихон, Илия, Иона, Иосиф (Сын Иакова), Иосия, Моисей , Ноев ковчег, Сотворение, Урия
Материалы по Новому Завету: Блудный сын, Вечеря, Вознесение, Вы - свет мира!, Добрый самаритянин, Дочь Иаира, Закхей, Заповеди блаженства, Иисус Христос, Иоан (апостол), Иоан Креститель, Иуда Искариот, Мария Макдалина, Молитва в Гефсиманском саду, Насыщение 5000, Никодим, Новый Завет, Пасха, Павел, Первое чудо, Петр, Плоды Духа, Понтий Пилат, Призвание рыбков, Притча о 10 девах, Притча о званных и избранных, Притча о пропавшей овце, Притча о сеятеле, Притча о талантах, Рождество, Рыба со статиром, Самарянка у колодца, Симеон, Ученики, Фома
Тематические материалы: Аборт, Ангелы, Библия, Благословение, Богатство, Вера, Время, Всеоружие Божье, Грех оккультизма, День благодарения, Друзья, Жатва, Знакомство, "Ледокол", Любовь, Месть, Молитва, Мудрость, Новый год, Общение, Отдых, Подростки, Пожертвование, Радость, Разочарование, Родители, СПИД, Страх, Стыд, Суицид, Тело - храм Бога, Труд, Храм, Церковь
Правильный рейтинг



Рассылка детское служение

Подписаться письмом

Планета зверей 911

Христианская студия обработки фотографий Фотодекор

Английский в картинках



Летний языковой лагерь по изучению английского языка. Только раз в году. Носители языка. Скидки.